В том, что женщины дольше болеют гриппом, виноват фактор роста

Известно, что для среднестатистического мужчины температура 37,2 — повод если не лежать на кровати и звать священника, то по крайней мере всем своим видом показывать, как ему плохо и тяжело. В то же время для среднестатистической женщины та же самая температура — повод выпить даже не таблетку, а скорее витаминку, после чего собраться с силами и отправиться по своим делам.

Новое исследование, опубликованное в журнале Biology of Sex Differences, показало, что мужской организм справляется с гриппом и ОРВИ быстрее, чем женский. Однако дело здесь не в том, как болеют мужчины и женщины, но в большем количестве амфирегулина, который, как показали эксперименты, способен исцелять легкие.

Ученые из Школы общественного здравоохранения при Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) заразили мышей нелетальной дозой H1N1 — штаммом гриппа A, ставшим причиной более 18 000 смертей по всему миру в 2009 и 2010 годах. Самцы и самки получили аналогичные уровни вируса, однако во время острой фазы инфекции у самок отмечалась большая потеря массы тела и большее же воспаление легких, плюс, они медленнее восстанавливали нормальную функцию легких.

Так исследователи обнаружили, что амфирегулин, известный как стимулирующий фактор эпителиальных клеток кожи, легких и других поверхностей тела, играет здесь решающее значение. В организмах самцов оказалось заметно больше амфирегулина, что и позволило им быстрее справляться с инфекцией. То же самое показали и эксперименты в чашках Петри — увеличение продуцирования амфирегулина происходило только тогда, когда клетки были от самцов.

В течение многих лет ученые думали, что медленное восстановление женщин после гриппа связано с более высоким уровнем воспаления в легких, характерным для женского организма. “Открытие заключается в том, что у женщин также медленнее восстанавливаются ткани в процессе выздоровления из-за относительно низкого уровня амфирегулина”, — поясняет автор исследования доктор Сабра Клейн (Sabra Klein).

К слову, в 2016 году специалисты Университета Джонса Хопкинса установили, что производство амфирегулина у мышей-самцов стимулирует прогестерон. Тогда они предположили, что это могло произойти потому, что в процессе эволюции мужчинам больше нужна была способность к заживлению ран, так как именно они принимали участие в сражениях за территорию и ресурсы.