Говорят ученые: мозг джазовых музыкантов работает не так, как мозг «классиков»
Известно, что структура мозга музыканта немного отличается от структуры мозга человека, который никогда не играл (и даже не пытался) на музыкальных инструментах. Так что творческий процесс с научной точки зрения — вещь не менее увлекательная, чем он же, но с точки зрения обывателя. А недавно ученые пришли к выводу, что даже в одном творческом поле между людьми существуют различия. И это, согласитесь, звучит невероятно интересно.
Исследовательская группа из Института Макса Панка (Max Planck Institute) посмотрела, какие отличия в работе мозга наблюдаются между джазовыми музыкантами и музыкантами, которые исполняют классические произведения. Не то чтобы они были уверены в том, что эти различия обязательно найдутся, но гипотезу, тем не менее, решили проверить. И все получилось — ученые установили, что мозг в двух случаях и правда работает по-разному. Но что еще более интересно, это происходит даже тогда, когда музыканты играют одинаковые произведения.
«Это, как мы думаем, может быть связано с различными требованиями двух стилей музыки, — приводит NeuroImage слова нейробиолога и ведущего автора исследования Даниэлы Саммлер (Daniela Sammler). — Именно они, вероятнее всего, объясняют, почему во время игры на пианино у «джазиста» и «классика» мозговые процессы отличны». Речь идет о том, что джазовая музыка чаще состоит из импровизаций, ей свойственная творческая свобода, в то время как классическая музыка требует более структурированного подхода и следования правилам. Как Малевич и Рембрандт, если искать подобное сравнение в живописи.
По словам исследователей, разница подходов к музыке в конечном итоге приводит к тому, что музыканты, существующие в разных жанрах, по-разному планируют каждый следующий свой удар по клавишам. Анализ данных позволил утверждать, что джазовые музыканты чаще думают о том, что они играют, а классические — о том, как они играют. На словах разницу уловить довольно сложно, но в смысле работы мозга она очевидна и заметна.
IFL Science сообщает, что в исследовании приняли участие 30 профессиональных пианистов, половина из которых занимается джазом, а другая половина — классикой. Эксперимент состоял в том, что пианисты играли заданную последовательность аккордов, в то время как их мозговые волны отслеживались датчиками электроэнцефалографии. Авторы исследования отдельно отмечают, что теперь планируют посмотреть, что происходит с мозгом человека при исполнении музыки других жанров. И призывают ученых по всему миру делать то же самое, чтобы не ограничивать работу лишь немецкими музыкантами.