Почему нас завораживают видео с бомбочками для ванны, лизунами и кинетическим песком
Нож разрезает блок яркого кинетического песка, создавая абсолютно симметричные квадраты. Кондитер декорирует торт, заливая его разноцветными сливками так ровно, словно делает это по трафарету. Ароматные бомбочки медленно, но верно растворяются в горячей ванне. А капли воды рассыпаются подобно маленьким бриллиантам, если нам показывают, как шарики с водой протыкают иголкой в слоу мо.
Если для вас это уже звучит привлекательно, не говоря о самих роликах, вы, вероятно, часть постоянной аудитории «залипательных» видео — жанра, широко распространенного в социальных сетях. Чаще всего такие видео не несут в себе практической полезности, однако оторваться от них почти невозможно. Почему? Ответ на вопрос попробуют дать психологи.
«С точки зрения теории, предположение о том, что эти видео помогают успокоиться, имеет смысл, — говорит Live Science Джессика Галл Мирик (Jessica Gall Myrick), эксперт в области психологии средств массовой информации из Пенсильванского университета (The Pennsylvania State University). — Плюс, это может быть интересно и эстетично».
Медитативность
С первого взгляда многие «залипательные» ролики могут показаться немного скучными. В том смысле, что 10 минут нарезания кинетического песка — перебор для сетевого пространства, заточенного под сиюминутные обновления. Но, по словам специалистов, как раз это и может быть основной причиной, почему мы их смотрим.
«Даже если вы сами не вполне осознаете, что у вас стресс, ваше тело в это же время способно осознавать, что вы физически или эмоционально вымотаны. И мозг в таких ситуациях может незаметно привести вас к этому типу успокаивающего, но все-таки довольно интересного контента», — объясняет Мирик.
Такого рода расслабляющая, повторяющаяся деятельность характерна для многих медитативных практик. Так, например, тибетские монахи часами рисуют мандалы на песке, которые затем уничтожаются, символизируя преходящий характер жизни. Да и каменные сады, которые традиционно создают дзен-буддисты, включают в себя конструкции, предназначенные для символического разрушения.
Конечно, видео лишены тактильных ощущений, которые мы получаем от реальных действий, но они часто содержат звук, что уже немало. Некоторые люди даже признаются, что ощущают при просмотре приятное сенсорное «покалывание», известное как автономная сенсорная меридиональная реакция (АСМР).
Несмотря на то, что термин АСМР не был придуман психологами, но появился в сетевом пространстве (впервые — в 2010 году в группе Autonomous Sensory Meridian Response Group на Facebook), ученые предпринимали кое-какие попытки выяснить, что это такое и существует ли автономная сенсорная меридиональная реакция на самом деле. Опрос, опубликованный в 2015 году журнале PeerJ, показал, что люди, которые испытывают синестезию, перекрестную реакцию между чувствами, с большей вероятностью сталкиваются и с АСМР.
Настроение и эстетика
Live Science рассказывает об опросе, проведенном среди 475 добровольцев, только что просмотревших завораживающие видео. Именно он позволил говорить о том, что у 80% людей после «залипательных» роликов заметно улучшается настроение, причем эффект сохраняется в течение нескольких часов. То же самое, к слову, происходит с людьми, когда они смотрят на YouTube видео с котятами. Об этом Джессика Галл Мирик рассказала журналу Computers in Human Behavior, проанализировав данные, полученные в ходе опроса 6 795 добровольцев.
Но не стоит забывать еще пару важных деталей, объединяющих все эти видео — симметрию и завершение. До сих пор не совсем понятно, почему симметрия нас успокаивает, и, тем не менее, это доказанный факт. Эволюционные психологи предполагают, что, возможно, симметричные лица наших предков были показателем отличного здоровья, однако у современных людей симметрия лица и физические данные почти никак не связаны, что делает вывод неоднозначным. Другая популярная теория гласит, что мозг предпочитает симметрию, потому что симметричные вещи ему легче обрабатывать, хотя и это, нужно признать, повод для оживленной научной дискуссии.
Что касается завершения, то оно, похоже, затрагивает наши базовые психологические потребности. В ходе исследования 2017 года, опубликованного в Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, ученые выяснили, что незавершенность заставляет нервничать не только людей с обсессивно-компульсивным расстройством (это кажется логичным), но и участников без психологического диагноза. Последние сообщали модераторам о негативных эмоциях и ощущениях физического дискомфорта в случае, если во время эксперимента им не дали закончить то, что они начали.