«Возраст — это не болезнь»: как живут люди, перешагнувшие столетний рубеж
«Не нужно отправлять себя в отставку. Цель в жизни может появиться и после 65 лет»
В России в разы увеличилось число долгожителей, об этом не так давно сообщила вице-премьер РФ Ольга Голодец. По ее словам, если раньше число людей, которые перешагнули столетний рубеж, измерялось десятками, то сегодня их количество превысило семь тысяч. И в ближайшее время долгожителей станет еще больше, уверена Голодец.
Задача государства, по словам вице-премьера, сделать все, чтобы «люди в возрасте «100+» чувствовали себя полноценными членами общества, и ни в чём не нуждались».
Наряду с увеличением числа долгожителей, в России за последнее время увеличилась продолжительность жизни, а Москву эксперты ВОЗ признали лидером по приросту продолжительности жизни. За пять лет продолжительность жизни в столице выросла на три года — до 77 лет.
О продолжительности жизни в своем послании Федеральному собранию говорил и президент России Владимир Путин. Глава государства поставил задачу – к концу следующего десятилетия Россия должна войти в клуб стран «80 плюс». «Продолжительность жизни увеличилась более чем на семь лет и составляет 73 года. Но и этого, конечно, недостаточно. Сегодня мы обязаны поставить перед собой цель принципиально нового уровня. К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в клуб стран «80 плюс», где продолжительность жизни превышает 80 лет», – заявил президент.
Жизнь людей старшего возраста должна при этом соответствовать принципам активного долголетия, отметил он.
Задача – вывести людей, преодолевших столетний рубеж, в публичное пространство
Проблем, связанных с социализацией долгожителей действительно не мало, точно так же как трудностей, связанных с их лечением. Чтобы понять, как живут долгожители, какие проблемы их мучают, был запущен проект «Столетний гражданин».
Идею провести такое исследование предложил Российский научно-клинический геронтологический центр (РГНКЦ). А поддержали ведущие медицинские институты в сфере геронтологии и гериатрии – НМИЦ профилактической медицины Минздрава России, ФНКЦ физико-химической медицины ФМБА, Институт социального анализа и прогнозирования, столичный департамента труда и социальной защиты населения, РАНХиГС при президенте РФ и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.
«Проект «Столетний гражданин» – это социологическое исследование, основанное на биографических интервью. Первое исследование мы провели в Москве, «заразились» и поехали дальше – побеседовали со столетними жителями Астраханской и Челябинской областей, Республики Хакасии», — рассказывает директор Центра федеративных исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, к. с. н., руководитель исследования «Столетний гражданин» Дмитрий Рогозин.
Возраст респондентов изначально тоже был жестко ограничен: сто лет и точка. Но незаметно пришло понимание, что это чистая условность, признается Дмитрий Рогозин. Восемьдесят, девяносто, сто — это очень много, столько у нас не живут, в это трудно поверить. Среди наших собеседников много столетних, но не меньше людей помладше, разделивших тяготы и невзгоды своего поколения. Встретили войну, пережили колоссальные сломы в мироустройстве и остались верным жизни.
Исследовательская повестка была простой – вывести людей, преодолевших столетний рубеж, в публичное пространство, продолжает Рогозин. «Не для того, чтобы они нас чему-то учили – чтобы помогли задуматься и дали ответ на вопрос, а для чего мы им: что можем сделать? Свои надежды были у специалистов по гериатрии: ответ на вопрос, в чем секрет долголетия в медицинских анализах не найден. Может, душевные разговоры пользу принесут? Принесли», – говорит он.
Выяснилось, например, что те, кому за сто, счастливее собственных детей, которым 80. Кто в России перешагивает 70-80 летний рубеж, оказывается более сохранным, чем люди на несколько десятков лет моложе.
Один из четырех нуждается в постоянном уходе
За медицинскую составляющую исследования отвечали врачи-гериатры Российского геронтологического научно-клинического центра (РГНКЦ). За время проекта они посетили около 90 человек, которые достигли столетнего возраста, рассказывает директор РГНКЦ, главный внештатный специалист-гериатр Минздрава России Ольга Ткачева.
Врачи-гериатры РГНКЦ в сопровождении работников социальной службы посещали 100-летних жителей Москвы на дому, беседовали с ними, их родственниками или теми, кто ухаживал за пожилыми, собирали их анамнез и проводили их медицинское обследование. «Всего в рамках проекта удалось посетить около 90 человек, достигших 100-летнего возраста. Сложность была в том, что к каждому долгожителю нужно было приезжать не раз и не два – иногда по три раза врачи посещали каждого участника проекта», – говорит Ольга Ткачева.
Медики оценивали физический и функциональный статус долгожителя, измеряли артериальное давление, тестировали познавательные функции. Также проводились эхокардиографические исследование и исследование магистральный артерий и артериальной жесткости. «Мы обнаружили, что очень много людей в таком почтенном возрасте живут одни, у них есть трудности с получением медицинской помощи. Только 10% тех, кого мы посетили, за последний год выходили из дома хоть раз, и только один из четырех не нуждается в постоянном уходе», – отмечает Ольга Ткачева.
По данным РГНКЦ, самые распространенные заболевания у долгожителей – это артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, остеоартроз, заболевания легких, трофические язвы. У людей этого возраста, как правило, снижены зрение и слух, есть проблемы с зубами. При этом, многие из них не спешат носить очки или пользоваться слуховыми аппаратами, считая их дорогими. Так, у 90% пожилых отсутствует нормальное зрение, а с помощью очков его корректируют только 55%. Слух снижен у 81%, а слуховые аппараты носят 35%.
«Во многом качество жизни этих пациентов могло быть улучшено, если бы у них были хорошо подобранные очки, слуховые аппараты, зубные протезы, вспомогательные средства для передвижения, а квартиры и быт приспособлены под нужды пожилого человека», – считает Ольга Ткачева.
При этом, результаты исследования свидетельствуют о низкой распространенности факторов риска у столетних, отмечает директор РГНКЦ. Например, только у 4% был сахарный диабет. Для сравнения, в возрасте 75-80 лет распространенность сахарного диабета в нашей стране около 14%. Уровень холестерина лишь у четверти превышал нормальный уровень, а ведь в возрасте 55-64 лет повышенный холестерин выявляется у трех из четырех людей.
«Примерно 10-12% опрошенных курили в течение жизни. А вот уровень систолического («верхнего») давления было очень разным – от 110 до более 200 мм рт. ст. Большая часть столетних граждан были активны физически или социально в течение всей жизни», –говорит главный внештатный специалист-гериатр Минздрава.
Чего не хватает долгожителям для счастья?
Проект «100 летний гражданин» позволил многое узнать про жизнь очень старых людей в Москве, и надо сказать, что картина не самая благостная, говорит руководитель программы «Старшее поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Вадим Самородов. Главная проблема, с которой сталкиваются долгожители – одиночество. Людям, которые приближаются или перешагнули столетний рубеж, просто не хватает внимания, социально значимых связей.
Также выяснилось, что у старости женское лицо. Почти 90% долгожителей – женщины. Каждый второй долгожитель живет один, треть из них проживают с семьей, а пятая часть — с сиделками.
Многие по 10 лет безвылазно живут в своих квартирах. А перед социальными службами не стоит задача способствовать таким людям выходить на улицу, отмечает Вадим Самородов.
«Вторая проблема – низкая подвижность: я говорю не о «лежачих» больных, а о том, что любой человек 100 плюс малоподвижен. Третья проблема – боль, не от диагнозов, а то естественное ощущение, с которым живёт каждый пожилой человек. Поэтому важно обеспечить доступ к обезболивающим препаратам», – считает Дмитрий Рогозин. Еще одна проблема, это бегство от тела, неухоженность – старики часто стыдятся своего тела, редко ходят в душ, ухаживают за собой.
«У многих очень непростые отношения с родственниками, которые считают, что их «бабушка слишком зажилась», и как не странно, часто одинокие люди ощущали себя лучше, чем живущие с семьей. Многие старики находятся в очень тяжелом состоянии, но считается, что «лечить их уже слишком поздно», – добавляет Вадим Самородов.
Тем не менее, мы также увидели и множество примеров по-настоящему счастливой старости, которая, конечно, была возможно только в условиях любящей и заботящейся семьи, отмечает руководитель программы «Старшее поколение».
Важно ко всему в жизни испытывать любопытство
Сами долгожители признаются, что и не думали преодолеть вековой рубеж. А секреты долголетия, по их мнению, кроются в простых вещах. Это здоровое питание, активный образ жизни, постоянное упражнения ума. Но особенно важно – это занятие любимым делом и оптимизм.
«Мне уже 101 год. Я в значительной степени связываю свое долголетие с ходьбой, а не с задним сидением автомобиля. Очень важно ко всему в жизни испытывать любопытство. Не смотрите на календарь. Вот какая Вы есть – такая Вы есть. Просто надо так жить, чтобы не стесняться себя», – говорит долгожительница Ирена, которая выглядит просто изумительно.
Надо найти время, чтобы поплакать, считает она. Потому что плачь – это просто выражение того, что Вы чувствуете, потому что невозможно все время быть счастливой. Не нужно отправлять себя в отставку. Цель в жизни может появиться и после 65 лет. Имейте хороший аппетит, много друзей и мало свободного времени. Возраст – это не болезнь, отмечает долгожительница.
Организаторы проекта говорят, что исследование помогло им вынести для себя много идей, которые в будущем могли бы помочь, например, сформировать благотворительные программы. «По сути, проект «100-летний гражданин» – это пилотный проект. Основная цель его дальнейшего развития – создать регистр столетних граждан России, начав с Москвы. Сейчас по всей стране таких людей у нас около семи тысяч, в Москве – 600 человек», – говорит Ольга Ткачева.
И несмотря на всемирную тенденцию по увеличению ожидаемой продолжительности жизни, достижение ста лет остается очень редким феноменом, а люди, перешагивающие этот рубеж, во всех странах считаются «золотым фондом» национальной популяции.
«Исследования, которое мы проводили в рамках проекта «100-летний гражданин» помогут нам и государству сформировать методы прогнозирования при обследовании людей более молодого возраста, чтобы прогнозировать, какая именно медицинская и социальная поддержка понадобится им в почтенном возрасте», – заключает директор РГНКЦ.