Телемедицина в Арктике: миф или реальность
Гаджеты, которые способны провести ЭКГ, измерить давление и передать данные в клинику, прием у врача в режиме реального времени, больничный лист онлайн, выписка электронного рецепта – еще несколько лет назад это казалось чем-то фантастическим. Сегодня эти услуги уже можно получить в рамках закона о телемедицине.
Телемедицина – направление медицины, основанное на применении современных коммуникационных и цифровых технологий для оказания удаленной медицинской помощи и проведения консультаций. Например, с помощью телемедицины можно посетить онлайн-прием или провести консилиум врачей, а также дистанционно наблюдать за здоровьем пациента.
Лечить людей заочно могут только медучреждения и врачи, которые получили специальные разрешения. Больницам для этого нужно зарегистрироваться в Федеральном реестре медицинских организаций (Единая государственная информационная система здравоохранения ЕГИСЗ). Само программное обеспечение тоже подлежит регистрации.
Эксперты считают телемедицину перспективным направлением, особенно важным для районов, куда доехать и долететь крайне сложно – например, для Арктического региона. Специалисты в области телемедицины хотели бы сделать медицину доступной для всех, повысить качество лечения, снизить количество очных визитов к врачу и сохранить время пациента.
О перспективах развития и вызовах телемедицины, и о том, как преодолеть скептицизм людей по поводу лечения онлайн рассказали ведущие эксперты в рамках дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).
Развивать в комплексе
Развитие телемедицины в условиях Арктической зоны РФ имеет свои особенности. Большие расстояния, слабое развитие транспортной инфраструктуры, суровый климат — все это не позволяет содержать полностью оснащенные медицинские центры в каждом населенном пункте, говорит эксперт по инновационному развитию ПОРА Сергей Майоров.
«Жители Арктического региона оказываются отрезанными от квалифицированной и своевременной медицинской помощи. Телемедицина может стать способом оказания качественных медицинских услуг в Арктике, предупредить серьезные заболевания, сохранить жизнь и здоровье жителям региона», — отмечает он.
Сейчас мы находимся в начальной точке услуг электронного здравоохранения, и чтобы это направление развивалось, необходима цифровизация социальной сферы и трудовых отношений, говорит председатель Совета директоров «Национальный центр исследований и развития здравоохранения и социальной сферы «Опора здоровья» Наталия Ушакова.
Уже сейчас есть несколько проектов в Москве и Санкт-Петербурге, связанные с цифровизацией социально-трудовых отношений и внедрением телемедицины. Например, технология профбиометрика, которая позволяет следить за психосоматическим состоянием работников. Это может быть браслет, который надевается на руку, или датчик, встраиваемый в одежду.
Такие девайсы позволяют наблюдать за эмоциональным состоянием, оценивать уровень тревожности и стресса. На основе полученных данных можно предсказать, когда производительность сотрудника снизится, заметить хроническую усталость и вовремя, не дожидаясь каких-то экстремальных ситуаций, рекомендовать изменить режим труда и отдыха работника.
Что касается Арктических районов, то здесь с помощью разнообразных устройств можно производить ежедневный скрининг «полярного напряжения». («Полярное напряжение» — это специфическая форма хронического психоэмоционального напряжения организма. Выражается утомляемостью, одышкой, нарушением сна, астенизацией. Связан с переездом в экстремальные северные условия высоких широт). Данные могут передаваться в медучреждения и формироваться в системы, которые позволят отследить, какие симптомы характерны для работников Крайнего Севера. На основе всего этого можно проводить профилактику.
Еще одна разработка для Арктики – это киоск, который может снимать 18 параметров здоровья, например, человек может сам самостоятельно сделать УЗИ и передать результаты обследования врачу.
Важным аспектом внедрения телемедицины является образование и медицинских специалистов, и пациентов, отмечает Наталия Ушакова. Необходимо, чтобы медицинское сообщество овладело информационными технологиями, а люди понимали, как ими пользоваться.
Этот вопрос сейчас решают в Первом МГМУ им. Сеченова. С 2018 года в университете начали готовить специалистов для телемедицины, например, сетевой врач, IT-медик, специалист по тканевой инженерии и молекулярный диетолог.
Доцент кафедры информационных и интернет-технологий КИИТ, Первый МГМУ им. Сеченова Георгий Радзиевский:
«У нас сейчас ведется подготовка медиков в сфере информационных технологий. Есть курсы для среднего звена – фельдшеров, фармацевтов и медсестр. Для них читается курс по информационным системам в профессиональной деятельности. Наша задача объяснить, что сейчас происходит в медицине с точки зрения информационных технологий и показать девайсы, которые используются.
Есть направление магистратуры «Медицина будущего», там уже идет более глубокое и серьезное изучение этого направления. Кроме этого, с сентября начинается курс бакалавриата «информационные технологии и техника», здесь уже люди будут заточены под информационные технологии – программирование, создание информационных систем, баз данных».
Вызовы телемедицины
Сейчас телемедицина только подошла к старту, и трудностей и законодательных пробелов достаточно, говорят эксперты.
Например, одним из таких аспектов является врачебная тайна. Если состояние здоровья будет мониториться на работе, то возникает вопрос – «хочу ли я, чтобы мой работодатель знал об этом», говорит заместитель постоянного представителя Карелии при президенте РФ Наталья Беляева.
Важным является защищенность каналов, чтобы избежать утечки персональной информации в случае взломов, говорят эксперты.
Эту проблему, например, может решить высококвалифицированная электронная подпись, считает советник по цифровому здравоохранению Олег Савин. Однако, удостоверяющих центров в России крайне мало. Сейчас, чтобы получить электронную медуслугу, пациент должен авторизоваться в системе ЕСИА, вводя номер СНИЛС, завладеть которым не сложно.
Если мы говорим о труднодоступных регионах, то далеко не везде в них есть интернет, а говорить о телемедицине без интернета невозможно, продолжает Беляева.
«Я столкнулась с ситуацией, когда маме тяжелобольного ребенка нужно было зарегистрироваться на сайте фонда, который готов был помочь ее ребенку. Мама просто стеснялась сказать, что у нее нет компьютера, и понятия не имеет, как регистрироваться. И это тоже большая проблема», – отмечает она.
Особенно сложно с пожилыми людьми, добавляет специалист постоянного представительства Красноярского края при правительстве РФ Дмитрий Скирдо. Большинство из них даже не могут пользоваться компьютером.
Важно образовывать детей и подростков. Нужно учить детей следить за своим здоровьем и правильно пользоваться технологиями. Специалисты считают, что без участия Минобразования в такой ситуации не обойтись – возможным решением стали бы занятия по здоровью в рамках школьного курса информатики.
Еще одна большая проблема – это отсутствие отечественной сертифицированной аппаратной базы, считает Олег Савин.
«Комплексы есть, но это не мобильные решения. Много разработок, но тут проблема с сертификацией – слишком долгий процесс, может достигать 35 месяцев. А стоимость устройств, когда они поступают в мелкосерийное производство, зашкаливает. Как индивидуальный прибор человек его не купит, только если лечебные учреждения», – говорит он.
Одна из самых важных составляющих телемедицины – это заинтересованность самих людей в получении таких услуг. Люди зачастую скептически относятся к ноу-хау. Например, есть случаи, когда водителям выдают браслеты, которые следят за состоянием здоровьем, а они их просто не носят. И здесь важна, прежде всего, ответственность человека за свое здоровье.
Арктический пионер
Несмотря на трудности в развитии телемедицины, есть регионы-пионеры, для которых телемедицина не просто слово, а реальная жизнь. Таким субъектом является – Якутия, половина территории которой находится в арктической зоне. Огромные расстояния, суровый климат, отрезанные территории, кочующие малочисленные народы – все это сказывается на том, что медицина становится доступной не для всех. И решить эту задачу может телемедицина.
Представитель Минздрава Якутии в Москве Марианна Охлопкова:
«Телемедицина для нас является важным направлением. Расстояние между населенными пунктами [в нашем регионе] может составлять тысячи километров, поэтому медицинские услуги могут быть доступны не всем. Есть местное население – малочисленные народы, которые особо нуждаются в медицинской помощи, а высокоплатежного спроса среди них нет. Решают эти задачи в регионе с помощью внедрения информационных технологий (например, удаленные консультации, облачные поликлиники) и санитарной авиации, которая сейчас активно развивается. Кочевым племенам помощь оказывают, в том числе, парамедики. Есть арктическое училище, где готовят специалистов по парамедицине».