Личный опыт: триатлон

О том, как стать настоящим железным человеком рассказывает Максим Антосик, челюстно-лицевой хирург, триатлонист, амбассадор проекта I love running.

В детстве, когда мне было шесть лет, я пошел на секцию водного поло. Родители работали, меня не с кем было оставлять дома, и договорились, что я буду ходить туда заниматься. Правда, у меня были поблажки, потому что всех набирали в возрасте десяти лет, а мне было шесть, и я не мог угнаться за остальными ребятами, не мог так сильно бросить мяч.

Помню, были волшебные моменты, когда мы играли с другой командой, и, чтобы я не получал мячом по голове, тренер разрешал мне прыгать с трехметровой вышки. Эти мгновения навсегда остались в памяти.

Еще мне очень нравилось, что у меня была некоторая самостоятельная жизнь. Я должен был ехать на трамвае к Москва-Сити, тогда его еще не было, в этом месте располагался сахарный завод. На Краснопресненской находился мой бассейн «Трудовые резервы». Потом пришли добрые 90-е годы, когда детские секции массово закрывались, и бассейн был закрыт на реконструкцию. Больше бассейн никогда не открывался, там сейчас находится банк. Когда сегодня проезжаю мимо, каждый раз ностальгирую, как от метро «1905-ого года» ехал на 12 автобусе. Они еще были пузатые, в них стояли автоматы. Чтобы получить билетик, нужно было кинуть в стеклянную чашку пять копеек и самому его себе выкрутить. На полном доверии тогда все было.

Таким образом, я проплавал четыре года и прекратил в возрасте в 1991 году, в 11 лет. При этом, сколько я себя помню, у меня постоянно занимался бегом и физкультурой папа, а брат ходил качаться в спортзал. Это тогда были модные увлечения. Я тоже пытался заниматься спортом, но во время тренировки со штангой травмировал плечо и понял, что не смогу добиться высоких результатов. Но детская закладка, что все должны заниматься физкультурой, осталась. Папа, помню, купил нам в детстве мячики для футбола, баскетбола, футбола, в общем, для всех видов спорта. Он, кстати, и сегодня каждый день бегает по 10-15 км, а ему 64 года.

Максим Антосик

Несколько лет назад, я начал заниматься плаванием, потому что, честно говоря, работа хирурга физически достаточно тяжелая. Нужно иметь хорошую форму, чтобы четыре часа оперировать человека, находиться в не очень удобных, вынужденных положениях, подстраиваться под рост ассистентов. Я решил пойти плавать в школу I love swimming. Их штаб находится недалеко от моего дома.

Там оказались замечательные ребята, вся команда очень дружелюбная. Постепенно я вошел во вкус, увлекся заплывами на открытой воде, потому что плавать в бассейне немного скучно, нужна цель. Одной из первых стала переплыть Волгу. Я целый год занимался и, в итоге, переплыл.

После этого я стал охотиться за интересными заплывами, среди них был заплыв в Териберской бухте. Это самый северный пляж в России. Если посмотреть карту нашей страны, на восток от Мурманска идет единственная дорога. Вот там, где она заканчивается, возле моря, и находится поселок Териберка, в котором снимали фильм «Левиафан». Очень интересное место. Когда-то там был завод по переработке рыбы, а потом построили корабли, которые делают это прямо в море, и поселок стал чахнуть, загибаться. Он производит удручающее впечатление, но зато там чувствуется сила и мощь севера. Потрясающее место.

Поселок Териберка. Фото: Mihashi

На Север мы поехали вместе с супругой Анечкой и переплывали бухту. С плаванием Териберка мало что имеет общего. Это, наверно, скорее вызов самому себе – плыть в воде, температура которой шесть градусов тепла. На мне был гидрокостюм, который неплохо греет, неопреновые перчатки, носки, шлем, но лицо ничем не закрыто. Когда опускаешь подбородок и нос в воду, внутри все просто пережимается. Очень интересный заплыв. Он, кстати, в этом году будет проходить второй раз. Есть желание еще раз переплыть Териберскую бухту. Хотя столько всего интересного, что на одни и те же старты возвращаться, наверно, не очень здорово.

Так я начал плавать. В школе, в которую я ходил, параллельно существует школа велоспорта, лыжная, беговая. Некоторые ребята, с которыми я познакомился, занимались триатлоном. Так постепенно я начал погружаться в другие виды спорта.

У меня есть хороший друг, хирург Женя Ханин. Однажды мы были на конференции в Гётеборге, он тогда прямо там купил кроссовки и начал бегать. У Жени очень неплохо получалось, через некоторое время он уже участвовал в марафонах. Я тогда вообще не представлял, как можно просто так бежать. Мне это было не очень интересно, я не получал удовольствия, и не понимал, зачем папа бегает каждый день, чего хорошего два часа носиться по лесу или по парку.

И вот Женя как-то мне сказал: «У тебя такая крутая плавательная школа. В триатлоне у всех с этим проблемы. Я и четырех километров, боюсь, не проплыву». И рассказал, что есть такой Ironman, где просто сумасшедшие ребята. Они стартуют на рассвете в шесть-семь утра, плывут 4 км, потом едут 180 км на велосипеде, потом бегут. Я даже представить себе не мог, как можно в течение нескольких часов заниматься цикличными видами спорта. Я смотрел мотивирующие видео Ironman и недоумевал, как бегают эти бабушки семидесятилетние, люди без ног, — что-то невероятное. Хотелось доказать самому себе, что тоже могу также.

Фото: Adam Hodges

В августе прошлого года, то есть 10 месяцев назад, я пошел учиться ездить на шоссейном велосипеде, с контактными педалями и т.д. Это совершенно другая тема, нежели ездить на обычном велосипеде, потому что, когда с него встаешь, нужно успеть сначала выстегнуться. С непривычки вечно падаешь, в результате – ободранные коленки и т.д. Но любой шоссейный велосипед, даже не очень дорогой, дает совершенно другое ощущение скорости, нежели обычный прогулочный. Мне это чувство очень понравилось. И уже ставя перед собой цели, я понял, что потихонечку иду в сторону триатлона.

Я начал сам тренироваться на улице, но быстро бегать не получалось, не хватало техники. Я над этим работаю и сейчас. И безумно мешал лишний вес. Я примерно рассчитал, что при своем росте должен весить на 14-15 кг меньше. Тогда я запланировал свой первый кэмп по триатлону и дистанцию – не самую маленькую, олимпийку – весной в Айя-Напе.

Начал готовиться. Ездил на велотрек в Крылатское, катался там всю зиму. Это, конечно, волшебное место: сверху бегуны, по треку кружатся велосипедисты, да и само по себе полотно грандиозно. Оно выглядит не просто большим, а гигантским. Магическое место, которое лишний раз подстегивает заниматься спортом.

В итоге я сделал два старта, железная половинка в Сочи, и половина Ironman в Астане. Это первый Ironman в Казахстане. Было очень весело. Вообще марафоны, полумарафоны, заплывы на открытой воде, триатлон – это большой праздник. На них собирается множество единомышленников. Многих из них уже знаешь, кого-то лично, с кем-то подписаны друг на друга в соцсетях. Можно смотреть за ними на дистанции, следить за их результатом. За тобой тоже кто-то следит. В общем, интересное сообщество. Это как пароль «свой-чужой», то есть спортсмен с физкультурником всегда найдет общий язык. Мы люди с общностью интересов. Очень здорово встречаться, ездить на мероприятия, какие-нибудь паста-пати или ужин чемпионов… Эти праздники, собственно, и затягивают, потому что просто так уже путешествовать в Европу, смотреть очередной старый замок, поднадоело. А путешествия, связанные со спортом, позволяют и побывать в новых местах, и взбодрить себя физически.

Фото: Gena Melendrez

В результате получилось, что сначала семья вовлекала меня в спорт, а затем уже я вовлекал семью. Мама, например, у меня много лет ходила в бассейне, причем научилась плавать в 36 лет, и потом, глядя на меня, захотела плавать кролем. Буквально за месяц-два она научилась, ходит каждый день в бассейн, проплывает полтора километра. С женой мы вообще, как ниточка с иголочкой. Если кто-то что-то придумал, мы вдвоем стараемся это реализовывать. Так что она тоже во всех стартах бежит – большая молодец!

На самом деле, у меня, как у доктора, и у проекта «I love running», общая идея – сделать как можно больше людей здоровыми и счастливыми. Ничего удивительного, что однажды основатель школы и ее идейный вдохновитель Максим Журило предложил мне стать амбассадором проекта. Сегодня наша цель – вовлечь в занятия спортом миллион человек в России. Ведь научные исследования уже показали, что чем больше людей уделяет внимание физической активности, тем выше качество жизни.

Как врач могу сказать, что очень важно начинать заниматься физкультурой постепенно, небольшими объемами. Например, сначала начать ходить 20 км в день, затем несколько месяцев пробегать по километру, потом по два-три, и только после этого переходить к более длинным дистанциям. Иначе могут пострадать неподготовленные суставы и сухожилия. Ну и, конечно, если у вас есть заболевания, лучше предварительно проконсультироваться с врачом.