За неумышленную гибель плода врач не будет сидеть в тюрьме
ADragan
Национальная медицинская палата и Следственный комитет РФ все еще не пришли к единому мнению по поводу введения в Уголовный кодекс РФ отдельных статей для врачей. На данный момент предполагается, что в УК будет введена статья 124.1, «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)».
Сейчас главным камнем преткновения стал один из пунктов статьи, а именно «Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги) вследствие нарушения медицинским работником своих профессиональных обязанностей, если это повлекло по неосторожности гибель плода человека и (или) причинение тяжкого вреда здоровью человека». Таким образом, в УК предлагается ввести термин «плод человека».
Однако Нацмедпалата решительно протестует против нововведения. Специалисты говорят о том, что следователям не под силу будет разобраться и точно установить, чья на самом деле вина. Например, такой диагноз как перинатальная гипоксия плода может быть связан с десятком различных нюансов, которые не зависят напрямую от действий или бездействий акушера-гинеколога. В итоге медработников будут наказывать ни за что.
Следственный комитет не в полной мере разделяет такую точку зрения. По словам специалистов Следкома «Зачастую судебно-медицинские эксперты устанавливают прямую причинно-следственную связь между действиями врачей и гибелью плода. Но так как плод еще не отделился от матери, то по закону гибель до момента рождения не попадает под статьи Уголовного кодекса и мы не можем привлечь к ответственности врачей за ненадлежащее оказание помощи при родовспоможении и вынуждены прекращать уголовное преследование».
Но даже если эксперты способны разобраться «зачастую», то это не означает «всегда». При современном уровне развития перинатальной диагностики невиновные неизбежно пострадают. Разумеется, не следует пускать расследование врачебных ошибок на самотек, но, по мнению медиков, этим должно заниматься врачебное сообщество, а не следственные органы. Оно же должно и выносить вердикт вплоть до отстранения от врачебной деятельности, как это делается в развитых странах.
Начинать уголовное преследование по каждому факту гибели плода нельзя, считает президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Иначе, что в таком случае делать с женщинами, решившимися на аборт? Поэтому пока специалисты будут думать дальше над идеей таких наказаний, которые не связаны с лишением свободы. Позиция Нацпалаты тверда: за осложнения, в отношении которых нельзя однозначно доказать преступный умысел, врач не будет сидеть в тюрьме.