Черви-нематоды, которые плохо ели, так и не повзрослели

Heiti Paves

Помните, как бабушки в детстве нас пугали: «Будешь плохо кушать — не вырастешь!». А так хотелось стать взрослым поскорее, и приходилось кушать как следует. Теперь мы все-таки выросли, а ученые тем временем доказали, что бабушки были правы. Особенно бабушки червей-нематод Caenorhabditis elegans (C. elegans)

С. elegans очень часто используются в качестве модельных организмов для изучения физиологических процессов, в частности, старения. Очень удобно, ведь нематода живет всего месяц. А в недавнем исследовании ученые Колумбийского университета изучали возмужание этих организмов.

Оказалось, возмужанию очень легко помешать, — достаточно не покормить мужского червя перед половым созреванием и физиологические нарушения будут необратимы. Стресс от голодания за несколько дней до полового созревания помешал нормальным изменениям в ключевых нейронных цепочках. В итоге мужские черви формально сделались «на неделю старше», но остались при этом инфантильными.

Если говорить совсем честно, то открытие было сделано случайно. Исследователи просто забыли про лабораторных червей, в итоге нематоды превратились в дауэровские или «спящие» личинки. В таком состоянии нематода благополучно переживает самые худшие времена, а когда жизнь налаживается, спокойно продолжает развитие с прерванной точки. Но в данном случае что-то пошло не так.

Черви продолжили рост, но вскоре выяснилось, что нервная система формально повзрослевших червей, так и осталась детской. У них сохранилась детская чувствительность к некоторым вредным веществам, на которые нормальные взрослые нематоды едва реагируют. Также возникали проблемы спаривания — черви, перенесшие стресс, не обращали внимания на самок. Дальнейшие эксперименты показали, что данные эффекты связаны с аномально низким уровнем нейромедиатора серотонина и высоким уровнем октопамина.

Можно ли будет перенести эти наблюдения хотя бы частично на человеческих подростков? Исследователи полагают, что главное — понять принцип работы нервной системы, а дальше уже можно пытаться строить аналогии.