Ученые выяснили, почему женщины делают сексуальные селфи

Количество женских селфи с сексуальным подтекстом зашкаливает. Призывные изгибы тела, подчеркивание и оголение самых удачных (или не очень) частей тела, томные взгляды — все это мы видим ежедневно в соцсетях, в рекламе, на сайтах знакомств и в СМИ.

Существует точка зрения, что таким образом женщины играют по правилам мужского мира, где патриархально настроенные самцы объективируют женский пол, низводя девушек до уровня сексуальной игрушки. Будто бы женщины под влиянием общества начинают и сами себя воспринимать исключительно с точки зрения сексуальных преимуществ. Это явление называют самообъективацией.

Предположительно, вышеописанные процессы являются следствием гендерного угнетения. Теоретики гендерного угнетения считают положение женщин следствием привычного доминирования мужчин. Считается, что главный интерес мужчин состоит в контроле, ис­пользовании и подчинении женщин — т. е. в практике господства.

Психологи по гендерным вопросам в университете Нового Южного Уэльса в Австралии задались целью доказать либо опровергнуть гипотезу о прямой связи между самопрезентацией на сексуальных фото и гендерным угнетением. Для начала они изучили более 68 000 сексуальных фотографий женщин из Twitter и Instagram, и определили геопозицию для каждого фото. Получился внушительный список городов. Затем собрали данные о гендерном неравенстве в городах из списка.

Выяснилось, что неравенство действительно играет свою роль, но не в том смысле, о котором шла речь изначально. В отличие от первоначальной гипотезы, результаты показали, что сексуальные селфи не связаны с регионами, где женщину сильнее ущемляют как личность.

Судя по всему, такие фото коррелируют, скорее, с экономическим неравенством. В регионах, где заметнее расслоение общества на богатых и бедных, женщины чаще стараются преподнести себя с сексуальной точки зрения. В частности, покупают больше товаров и услуг, связанных с улучшением внешности.

Психология утверждает, что экономическое неравенство повышает состояние тревоги среди людей на всех уровнях социальной иерархии, а также порождает и усиливает конкуренцию. Авторы исследования предположили, что сексуальные селфи —  не следствие притеснения женщин, а проявление женского соревнования за лучшее место под солнцем.

Поскольку красота до сих пор является ценным товаром в нашем обществе, то неудивительно, что ее хотят продать подороже. Аналогично люди хотят подороже продать свои знания, навыки и прочие качества, выгодно отличающие их от других. Это нормально. Но, кажется, угнетение женщин здесь ни при чем.